Мечеть Шакпак-Ата — это уникальный историко-архитектурный памятник, расположенный на полуострове Мангистау (Мангистауская область, Казахстан). Это подземная мечеть, высеченная в известняковой скале, которая является важным объектом культурного и религиозного наследия региона. Шакпак-Ата считается одной из древнейших мечетей в регионе. Точная дата её создания неизвестна, но предполагается, что она была построена в X–XIII веках. Мечеть связана с распространением ислама среди кочевых племён Мангышлака. Она служила не только местом для молитв, но и центром духовного просвещения. Название «Шакпак-Ата» переводится с казахского как «старец-предок» или «святой старец».
Шакпак-Ата известен как святой человек, который посвятил свою жизнь проповеди ислама и духовному просвещению местного населения. Он был не только религиозным деятелем, но и целителем, к которому люди приходили за советом и помощью. Точные даты жизни Шакпак-Ата неизвестны. Согласно легендам, он жил в X–XIII веках, в эпоху активного распространения ислама в Центральной Азии. Его деятельность связана с периодом, когда кочевые племена Мангышлака начали принимать ислам под влиянием миссионеров и суфийских проповедников.
Согласно легендам, Шакпак Ата обладал даром предвидения и исцеления. Многие люди обращались к нему за благословением, и его молитвы считались особенно сильными. Шакпак-Ата обладал способностью разговаривать с животными и понимать язык природы. Это подчёркивает его связь с природой и кочевым образом жизни местных племён. Также существует поверье, что Шакпак-Ата мог исцелять людей с помощью воды из священного источника, который находится рядом с мечетью.
Одна из легенд гласит, что Шакпак-Ата был учеником другого известного святого — Ходжи Ахмеда Ясави, основателя суфийского ордена Ясавия. Согласно преданию, он получил благословение от своего учителя и отправился на Мангышлак, чтобы нести свет ислама. Его имя до сих пор почитается среди местного населения. Он символизирует духовное просвещение и связь между человеком и природой. Хотя исторических данных о его жизни мало, его образ продолжает вдохновлять людей, а мечеть, названная в его честь, остаётся важным культурным и религиозным центром Мангышлака.
Шакпак-Ата оставил после себя не только духовное наследие, но и материальное — подземную мечеть, которая стала символом его миссии. Мечеть вырублена в скале и представляет собой подземное сооружение с несколькими помещениями. Внутри есть молельный зал, кельи для отшельников и хозяйственные помещения. Особенностью мечети является её естественная вентиляция и освещение, которые обеспечиваются через специальные отверстия в скале. Внутреннее пространство, созданное как искусственная пещера внутри скалы, расходится из центрального зала в четырёх направлениях: на север, юг, запад и восток. В центре мечети сферический купол. Основной вход в мечеть находится на склоне холма, но через нее есть выход на самый верх, поэтому мечеть считается подземной.
Строительство мечети происходило в несколько этапов. Сначала была вырублена скальная келья, потом келья постепенно расширялась, появлялись глубокие ниши и был пробит новый вход. Позже вырубается купол с колоннами, и прорубается еще один проход с выходом на верхнюю площадку.
Стены мечети богато украшены узорами и арабской вязью. Это единственный памятник во всем регионе, стены которого содержат надписи и рисунки. Надписи выполнены на арабском, чагатайском (староузбекский) языках и фарси. Большая часть текстов написана посетителями мечети. Здесь есть надписи из Казани, Азербайджана, Хорезма, Бухары, Андижана. Самая ранняя надпись относится к 1707 году. На стенах мечети и встречаются изображения конных воинов, лучников, гепарда и цветков лотоса. Здесь часто также встречается изображение человеческой ладони. Этот символ, известный как «Хамса», интерпретируется по-разному, вероятно, он связан с духовной защитой, божественной милостью и связью с суфийскими учениями.
Вокруг мечети расположено древнее кладбище с каменными надгробиями, которые имеют уникальную форму и орнаменты, характерные для региона Мангышлак. Некрополь состоит из двух комплексов надгробных сооружений: древнего туркменского и более нового, казахского. Первые туркменские захоронения датируются 14 веком, они практически не отмечены какими-то надгробными сооружениями. Их или не ставили вовсе или они были уничтожены позднее. Надгробия казахского периода начинают появляться примерно с 17 века в виде небольших каменных ступенчатых изваяний (койтасы) в виде стилизованного барана или каменных столбов (кулпытасы). Более масштабные надгробия начинают появляться только в 19 веке.
В 2 км от мечети расположен мавзолей Ержана Хазрета. Мулла Ержан, родился в 1887 году, учился в Бухаре и проповедовал ислам во время Гражданской войны. Мавзолей был построен детьми Ержана и продолжает поддерживаться его прямыми потомками. Сейчас в мавзолее постоянно живет смотритель, здесь есть гостевой дом и небольшой музей.
- Нажимая кнопку "Узнать больше", Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и даете согласие на обработку Ваших персональных данных